Эдипова фаза

Ребенок находится в середине фазы своего развития, отличающейся большим напряжением. Девочка осознала, что она – такая же женщина, как ее мама. Мальчик понял, что он – мужчина, как папа. Поэтому ребенок в этом возрасте считает себя равнозначным партнеру своего родителя, включая сексуальность, эротику и нежность – конечно, соответственно своему детскому сексуальному развитию и фантазии. Сын направляет свои первые любовные желания на маму, дочь – на папу. Теперь они интенсивно ищут контакта с родителем противоположного пола и нежничают особенно охотно. При этом ребенок отзеркаливает, как вы сами проявляете свою любовь к партнеру, какими жестами, нежностями, словами…

Ребенок в своей „влюбленности“ попадает в самый настоящий хаос чувств. Для маленького мальчика или маленькой девочки проблема представляется приблизительно так: уже есть кто-то, кто любит маму/папу, и мама/папа его тоже любит, и я должен дико постараться, чтобы быть лучше чем он/она. Ревность и конкуренция действительно мучительные чувства!

И еще сложнее: от этого соперника/соперницы я, конечно, охотнее всего избавился бы, но я этого не могу и не имею права хотеть даже, потому что я его тоже люблю от всего сердца.

Через эту фазу развития проходят все дети, даже если внутренний конфликт не у каждого явно выражается.

Как и каждая фаза развития, эта тоже имеет свой смысл: мальчики и девочки познают чувства, связанные с человеческими отношениями, которые им будут встречаться в жизни: любовь, ревность, соперничество, конкуренцию, противоречивые чувства и учатся ими управлять; опыт быть исключенным из личных, интимных отношений других людей. Этот опыт научит их также быть составляющей группы людей, они познают что-то типа „командного духа“.

К счастью, эта драма чувств любви и ревности протекает у ребенка в защищенных рамках, в сопровождении любящих родителей, которые за это не наказывают и не высмеивают. И так может маленький ребенок в зависимости от его фантазии со своим родителем пожениться, распрощаться и посвятить себя полностью своим занятиям, из которых состоит день, ведь еще так много других вещей предстоит переделать и изучить.

И ребенок тогда познал: у моих родителей свои отношения между собой, и у них есть отношения со мной. Одно другого не исключает.

Поведение родителей

Родителю не всегда просто перенести то, что ребенок теперь демонстративно посвящает себя родителю противоположного пола, а другого исключает. Скорей всего, ребенок будет стараться мешать родителям побыть вдвоем. При любом конфликте ребенок кричит: „я тебя ненавижу, тупая мама (папа)!“

Ночью маленький герой часто теряет мужество. Он просыпается, мучимый кошмарами, снова писает в постель. Как же реагировать родителям? Ни в коем случае не злоупотреблять расположением ребенка в целях тайного или открытого „сведения счетов“ с партнером. Это может привести к огромному конфликту или даже разводу.

Ребенок должен быть уверен, что его фантазии – любовные желания, так же, как и желание, чтобы соперник исчез – не могут воплотиться. Только так разрешится конфликт между „Я люблю свою маму“ и „да пошла она к чертям!“

Если вы „любимый“ родитель (конечно, ребенок все равно любит всегда обоих родителей), не отклоняйтесь и не смейтесь. Подарите ребенку достаточно внимания, но не исключая при этом второго родителя.

Если же вы стоите „по другую сторону“ и ребенок льнет только ко второму родителю – наверняка вы испытываете грусть или даже ревность. Но ваш ребенок на самом деле не отказывается от вас и не ненавидит. Наоборот, вы остаетесь таким же важным, как и предпочитаемый родитель: как раз если вы не отворачиваетесь, ребенок учится прекращать неравное соревнование без того, чтобы получить ощущение: „я маленький, (поэтому) смешон и злой.“

Что если родитель один?

Что если в этом треугольнике одной стороны не хватает – ребенка нет шансов пережить эту фазу?

Дети, которые живут только с одним родителем, имеют так же маму и папу. В большинстве случаев ребенок живет с мамой, с папой же имеет более или менее регулярный контакт. Если же папы долго нет рядом, ребенок создает его в своем воображении. Этот выдуманный папа так же реален для ребенка, как и настоящий, и точно так же накладывает отпечаток на его эмоциональное развитие. Эту внутреннюю картинку своего отца ребенок собирает как паззл из своих впечатлений. Значительную роль здесь играют сознательные и бессознательные сообщения матери, что она об отце думает и говорит. Остальные детали приходят из окружения, опыта ребенка с мужчинами, а так же из книжек с картинками, сказок и из телевизора. То же самое происходит, если нет матери. Каждый ребенок ищет и находит „папу“ и „маму“ во многих других мужчинах и женщинах, с которыми приходится иметь дело.

И как папа или мама вы столкнетесь с тем, что ребенка тянет к взрослым противоположного пола, а с однополыми он соперничает. Если в это время вы начинаете новые отношения, атаки ревности или конкурентная борьба могут быть особенно острыми.

Что случилось с этим мальчиком?

В это время мальчики стоят перед дополнительной дилеммой. Только что маленький сын осыпал свою маму нежностями, а в следующий момент упрямится и сопротивляется, кричит на нее и бьет кулаками. Становиться „мужчиной“ означает для маленького мальчика кое-что иное, чем для девочки – становиться „женщиной“. Чтобы чувствовать себя самостоятельным и независимым, маленький мальчик должен отрываться от матери совершенно иным образом, чем девочка.

Благодаря беременности, рождению, тесной телесной связи каждый малыш в первой жизненной фазе чувствует себя с матерью единым целым. Постепенно каждый ребенок начинает осознавать свою „отдельность“. Примерно в три года девочка осознает: „я – как мама“. А мальчик: „я – не как мама“. Итак, мальчик должен избавиться от своей изначально женской идентификации с мамой. Иногда он убегает от матери так быстро затем, чтобы почувствовать себя мальчиком. Но он должен также понять, что такое „быть мальчиком“, „быть мужчиной“. Поэтому он идентифицирует себя со всем, что ему в его окружении предлагается как „мужское“, прежде всего, конечно, со своим отцом. Это желание также есть, если отца нет или он долго отсутствует. Именно сейчас маленькому мальчику необходим контакт со своим отцом, или другими взрослыми мужчинами, возможно, с дедушкой или дядей: для игры, споров, борьбы, нежностей – для всего спектра мужского поведения. Вы сами ен знаете точно, что означает „мужское“? Это время дает шанс, еще раз проверить и наблюдать, что вы, как мама и папа, понимаете под „мужским“ и „женским“, и как вы себя ведете как мужчина, папа, как женщина, мама, как женщина по отношению к мужчине и наоборот. Но возможно вы столкнетесь и с тем, что ваш сын ведет себя как мачо из книжек, хотя вы как мама и папа пытаетесь избегать жестких ролевых клише. Дети в этой фазе развития очень односторонние и склонны к крайностям. Но только то поведение, которое вы сознательно или (еще действеннее!) бессознательно усиливаете, будет закреплено как „мужское“ на долгое время. Маленький мальчик, видящий только, как мама обслуживает папу и папа это охотно принимает, будет считать это выдающимся мужским качеством.

Конечно, все это относится и к противоположной картине „женское“. Если родители ожидают, что девочка будет милая и послушная – с большой вероятностью она именно такая и будет. Во всяком случае некоторое время. Но мы хотим обратить ваше внимание на то, что для маленького мальчика это развитие происходит иначе, они должны разорвать идентификацию с матерью, чтобы найти свою собственную половую роль.